четверг, 14 марта 2013 г.

Сравнивая библиотечные ресурсы.

В связи с моей профессиональной деятельностью, мне приходится часто бывать и читать, а также оценивать различные библиотечные ресурсы, как блоги, сайты, группы в социальных сетях.
Только со временем и с приходящем опытом можно сделать какие-то соответствующие выводы.
Свое сравнение начну с сайтов. Сайт - это официальное лицо учреждения. 
Библиотечный сайт - это, в первой степени ресурс, отражающий работу библиотеки в целом.
Данный ресурс должен иметь свои требования и критерии:
Важным этапом создания  сайта библиотеки, является проведение детального анализа информационных потребностей его потенциальных посетителей. Следует сразу принять за правило, что сайт создается именно для читателей, а не для самих библиотекарей, поэтому пользовательские интересы должны быть в первую очередь учтены при выработке общей структуры и стратегии наполнения виртуального ресурса.
Именно глазами читателя, я взгляну сейчас на следующие сайты:
Начну с детских библиотечных сайтов, которые мне очень нравятся. Дети - народ особенный, для них, в главной степени,важно, что они увидят перед собой, будет ли интересно.
1. Воронежская детская областная библиотека - это, для меня, конечно, сказка, самому очень хочется бродить по страницам и смотреть, читать. 
2. Областная детская библиотека г. Львов - интересное оформление сайта,  есть электронный каталог, информация о библиотеке, проекты, советы психолога, перечень блогов, но сайт, по моему мнению, больше направлен на взрослого читателя, потому что ребенка не увлечет рассказ о проектах библиотеки и информационных ресурсурсов библиотекарей. Максимум информации соответствующей возрастным особенностям читателя - это важно!
3.Новосибирская областная детская библиотека им. Горького - наш, у же ставший родным сайт, где можно получить "нужную" информацию, посмотреть галерею детских работ, удобная боковая панель "Календарь событий". Вся необходимая информация выведена на главную страницу, что очень важно для детского восприятия. 
4. Вот еще интересный сайт "Региональный сайт детских библиотек"  интересный дизайн, краткость и лаконичность, понятная навигация.
По детским сайтам можно долго гулять и долго их рассматривать и восхищаться, сравнивать, читать, что-то брать себе на заметку, но отправимся дальше, бродить по сайтам.

1. Первый в моем списке будет сайт НГОНБ - он насыщен информацией как для читателей, так и для библиотек Новосибирской области. Небольшой минус, который я считаю есть в ресурсе, немного запутана навигация, тяжеловато ориентироваться в страницах, если не знаешь куда идти, дизайн - это раскрытая книга, выдержан в спокойных тонах.
2. Второй сайт, где нам чаще всего приходится бывать - это НОЮБ - так как сайт направлен на юное поколение, то в дизайне сайта преобладает яркие голубые тона. Сам он с понятной навигацией, активными ссылками, не перенасыщен информацией, что тоже имеет большое значение, доступное изложение материала.
3. Большую помощь в работе для  меня оказал новый сайт, созданный по проекту НГОНБ при участии Фонда «Мемориальный комплекс маршала А. И. Покрышкина»,   "Электронная библиотека маршала авиации А.И. Покрышкина". Множество полезного  материала:фотографии, биография маршала, статьи, выдержки, тут же есть электронный каталог для поиска литературы, видеоархив и многое другое.
4. Так же хочу отметить сайты наших учеников в мастерской "Как создать библиотечный гугл-сайт": это:
Колыванская центральная библиотека, и уважаемая мной коллега Ольга Макарова, которая активно и грамотно пополняет страницы своего ресурса (иногда и я подсматриваю идеи:)
Благодатская библиотека - сайт полностью посвящен краеведению. Исследования, поиски информации о истории села собраны воедино. Это многолетняя работа нашей коллеги Журбы Елены Николаевны, которая сейчас активно заполняется на страницах сайта.
Библиотека о Челбасском лесе - сайт краеведческой направленности, с интересным собственным дизайном, уникальной информацией, понятная навигация.
5. И не могу, конечно же промолчать о своем сайте, созданным чуть больше года назад, это Центральная библиотека Карасукского района
Переходя плавно на блоги и библиотечные интернет-ресурсы, хочу показать маленькую презентацию о информатизации нашей Центральной библиотеки 
Перечислять библиотечные сайты и блоги можно много и долго, делить их на категории нравится, не нравится, читаю- не читаю, но главная цель, которую они должны преследовать - это популяризация чтения среди населения, продвижение библиотек и библиотечного дела в интернет-ресурсах.
Что выбрать для библиотек : сайты или блоги, решать нужно самим библиотекам, но мое мнение, конечно же, в первую очередь если библиотечное учреждение решилось завести для себя интернет -ресурс, то начать нужно с сайта. Официально заявить о себе.
Блоги - это личное и добровольное решение библиотекаря.
Библиотечные блоги, которые я с удовольствием читаю:

1. Стилиус - очень интересный блог. А как мне нравятся их сезонные  книжные полки, буктрейлеры и обзоры...ммм...мечта...
2. Библио-S-путник - для меня, это профессиональный библиотечный блог, который именно направлен на развитие чтения среди населения. Неординарный подход к работе, интересные выставки, сюжеты, проекты, мысли, все это присутствует здесь. Зайдите, не пожалеете.
Для начала предлагаю посмотреть  виртуальную выставку "Поэзия спорта. Поэты о спорте". Кстати, блог стал Лауреатом всероссийского конкурса библиотечных блогов.
3. Школьный библиотекарь г.Краснодара и неутомимая Сажие Мусаева, пишет много и интересно.
4.Думаю, не будет не для кого секретом, блог "Библиопчелка", которая пишет о библиотечной жизни с юмором, порою с иронией, а чаще всего просто ИНТЕРЕСНО.
Большой список библиотечных блогов можно посмотреть ЗДЕСЬ!!!
Кстати, с радостью обнаружила, что в этот список добавлено четыре блога нашей ЦБС
1. БиблиоНовости
2. БЛОГнотиК
3. Здесь живет детство
4. Книжка ходячая
Рассматривая социальные сети, как площадку для библиотечного ресурса, я остановилась пока на такой распространенной соцсети как "Одноклассники", основываясь на том, что население нашего района, в основном, обитают именно здесь. Конечно, отрадно замечать, что люди интересуются работой нашей библиотеки и количество участников постепенно увеличивается. 
А если рассмотреть соц. сети как средство развития профессионального мастерства для библиотекарей, то конечно же, я отмечу  FB, и это будет необъективная оценка, потому что в Twittere, как писала я раньше, работать пока еще не умею, только учусь.
И подойдет ли Twittere для меня, не могу сказать, потому что, как вы поняли, краткость - это не мой конёк:) Не сестра, и даже не тетя:)
Мимолетно останавливаясь на портале WikiSibiriaDa хочется отметить, что, конечно же, сейчас много ресурсов построенных в вики-среде- это Википедия, Викиучебник, Викимедиа.
Гипертекстовая среда (обычно веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений. Она дает возможность каждому посетителю участвовать в разработке контента. Участвовать не только в качестве комментатора, но и в качестве полноценного автора и редактора.  В работе с подобным порталом я столкнулась впервые, и хочу отдать должное, многому научилась и поняла в целом, как работать с html - кодированием.
Обобщая весь материал, написанный мною выше хочу сказать, что выбор интернет-ресурса целиком и полностью зависит от библиотекаря, его уровня знаний, ведь главное для нас это продвижение чтения, книг, поиск единомышленников, возможность поделиться опытом или перенять его у коллег, возможность научиться чему-то новому и не потерять себя и "свое лицо" в той огромной массе современной информационной среды.

2 комментария:

  1. "краткость - это не мой конек:) Не сестра, и даже не тетя:)" -
    Нина, как сказано))) хохочу!
    Спасибо за обзор - очень интересный, я еще не бралась даже!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо что забежала:)Рада была тебя увидеть:)

      Удалить